История Лицея 

 

Сороковая школа была основана 1 сентября 1961 года в составе только старших классов в старом здании на Гребешке.

 

Основателем и первым директором был Вениамин Яковлевич Векслер. Школа стала первой в г.Горьком и одной из трёх в России (после Москвы и Ленинграда) специализи-рованных. 190 ребят из разных районов города и даже области начали обучаться в пяти девятых классах. Преподавательский коллектив состоял из 23 учителей.

  "Школе дали очень маленькое старое здание, где было всего 10 комнат. Она находилась в аварийном состоянии. В любую минуту мог обвалиться потолок. Зимой было очень холодно, мы сидели в пальто и в варежках, замерзали чернила в чернильницах. Мы сами топили печки... Но нас не пугали трудности и бытовые неудобства. Всех нас привела в сороковую любовь к физике и математике. (Из воспоминаний выпускников 1964-65 годов)."

 

Главным событием школьной жизни 1966 года была постройка нового здания на улице Фигнер (ныне Варварская).

 

 

В январе был заложен фундамент, а весной и летом все ученики, включая выпускников, и учителя работали на строительстве школы. "Ученики разгружали машины с кирпичом и песком, помогали укладывать рельсы для строительного крана, осуществляли кирпичную кладку стен". (Из воспоминаний учителей-ветеранов Каровой Н.М. и Ротковой Л.В.).
Первого сентября 1966 года состоялось открытие нового здания школы. Это стало возможным благодаря сотрудничеству школы и НИРФИ, возглавляемого Марией Тихоновой Греховой. Теперь в школе стало учиться 1184 ученика (33 класса, педагогический коллектив вырос до 44 человек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

1 сентября 1990 года школа №40 была преобразована в Нижегородскую физико- математическую школу-лицей.

В настоящее время в лицее обучается 1142 детей, всего 36 классов (с 1 по 11).

 

 

Преподавательский коллектив - 71 человек, из них педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию-35; первую-20; 1 заслуженный учитель, 9 отличников народного просвещения; 1 кандидат наук, 11 соросовских учителей.
В лицее работают 14 преподавателей вузов, в том числе 1 доктор наук, 10 кандидатов наук.
 В лицее ведется 47 спецкурсов. За 40 лет школа прошла большой и трудный путь становления и развития.

Лицей прекрасен наш всегда, Вы заходите, господа! Откройте двери в знаний мир! Лицей отныне наш кумир!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физико-математическая школа №40-детище Вениамина Яковлевича Векслера, воплощение его мечты об особой школе.
Умнова Н.С. - директор лицея №40:
Все, что делалось Векслером, было уникальным. Вениамин Яковлевич создал особую структуру, которой никогда не было раньше. В школе царил особый дух творчества, объединявший учителей, учеников и родителей. Многое из наследия Векслера мы воплощаем в жизнь

.
Лагурашвили Т.К. - учитель русского языка и литературы:
Векслер никогда не называл то, что делает, громкими словами, а ведь по сути его педагогической деятельности была уже тогда педагогикой сотрудничества.

 

 

Павловская В.Б. - учитель истории:

Летом 1964 года был организован первый трудовой лагерь. "Смольки" на Узоле, совхоз "Запрудновский" - эти названия памятны многим учителям и выпускникам. Там раскрывалась личность ученика, выявлялись и формировались нравственные качества.

Тихомирова Н.Г. - учитель физики:
Удивительным было то, что детей в трудовом лагере ни разу не надо было заставлять работать. Они с удовольствием делали все, даже свинокомплекс рвались чистить.

 

Много лет подряд ученики с учителями ходили в туристические походы по Горьковской области. Были такие маршруты, когда за неделю проходили 200 километров. Ребята в таких походах очень взрослели, мужали. В традициях школы - проведение разного рода спортивных мероприятий. Очень Популярным был эстафетный пробег на приз "Торт и Чашка Чая". Задавали тон в спортивной жизни учителя. Их сборная не раз занимала призовые места на городских и областных соревнованиях.

 Кособурд М. - выпускник 1964 года:
В школе господствовала атмосфера интеллектуальности и демократии. И у этой атмосферы в школе был источник - директор. Только став старше, мы поняли, что во всех наших делах - и крупных и мелких - был он - его ум, его неистощимая фантазия, нго идеи, но поданные с таким тактом, с таким уважением к любой инициативе учеников, что казались нам нашими собственными.

 

Воробьёва В.И. - учитель начальной школы:


Векслер был многогранной личностью, знал и любил не только свой предмет- математику, но и увлекался и литературой, театром. Ему принадлежит идея создания школьного учительского театра. Этих спектаклей ждали с нетерпением и очень тепло принимали.

 

Лианский Я.А. - выпускник школы 1965 года:
Одна из прекрасных традиций сороковой - проведение КВНов. 40 лет школе - и 40 лет движению КВН, они ровесники, и не случайно, что в Горьком одни из первых КВНов игрались в сороковой.

Карова Н.М. - учитель русского языка и литературы (ветеран сороковой):
Наполненной и яркой была внеклассная жизнь школы. Вспоминаются встречи с интересными людьми, которые устраивала В.Б. Павловская. Ей удавалось пригласить в школу многих знаменитых ученых, актеров, писателей.

 

Листает жизнь и Судьбы, и Года,
Сбываются надежды и стремленья.
Но школа №40, как мечта,
Нас связывает через поколенья.

Школа №40-это жизнь
"Школа №40 - это школа на всю жизнь", - так могут сказать многие: и учителя, отдавшие ей свой многолетний труд, и выпускники, благодарные за те знания, которыми вооружила их школа, и несколько поколений учеников, выросших вместе с сороковой...

Школа - это старт, разбег, трамплин.
здесь - исток всего, что нынче знаем.
И, забыв названья дисциплин,
Мы учителей не забываем.


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»